Меня зовут Валентина Евтюхина, я работаю продюсером образовательных программ, помогаю экспертам выпускать свои курсы и организовываю вебинары и конференции. У меня большой опыт в маркетинге — больше восьми лет, и у меня есть сертификат коуча ECF, я прошла два обучения в международном институте коучинга. Именно поэтому меня пригласили ответить на вопрос гостьи о том, стоит ли ей нишеваться в коучинге.
На самом деле, когда я проходила обучение, я пришла с этим же запросом на менторинг и сказала, что я хочу нишеваться, я хочу быть коучем только для людей из маркетинга, диджитал и IT и работать только с запросом про синдром самозванца.
На что мне был ответ, что лучше не нишеваться в коучинге, потому что ты сильно ограничиваешь свою экспертизу и свой рост. На тот момент я не поняла, с чем это связано, и я внутренне спорила с этим тезисом. Я думала, что я не хочу работать с мамочками в декрете, я не хочу заниматься отношениями, еще чем-то, не хочу работать с бизнесменами. Только программисты, маркетологи и дизайнеры. Больше мне никто не нужен.
Прошло около двух лет, и сейчас я понимаю, в чём была не права. На самом деле, не важно, из какой сферы приходит к тебе человек, важнее его уровень осознанности и запрос, с которым он приходит.
У меня раньше была сильная установка: синдром самозванца — история про ребят из диджитал и IT. Но сейчас я понимаю, что с синдромом самозванца сталкиваются совершенно разные люди на разных этапах. Те же самые мамочки в декрете, которые хотят организовать свой курс или провести вебинар, сталкиваются с синдромом самозванца, и я могу им помочь.
Еще очень часто бывает так, что человек, от которого ты не ждешь высокого уровня осознанности, приходит к тебе с абсолютно проработанными внутренними блоками, он приходит открытый, он готов к работе. И он действительно благодарен за то, что ты для него делаешь как коуч. При этом люди, от которых ты ждешь высокого уровня осознанности, чаще всего такие ожидания не оправдывают.
Поэтому как маркетолог я могу сказать, что гораздо важнее не ниша, в которой человек находится, а гораздо важнее запрос, с которым он приходит. А как коуч могу сказать, что запрос — это хороший вариант зацепить человека. Часто так бывает, что мои ребята, кто приходит ко мне на коуч-сессии, цепляются за запрос про синдром самозванца, а в рамках установочной сессии оказывается, что у них совершенно другой запрос, и мы работаем с этим запросом, и я им помогаю. Таким образом, я усиливаю свою экспертизу как коуч, свой профессиональный опыт нарабатываю, а человек получает именно ту помощь, на которую он рассчитывал. И открывает в себе новые грани, новые уровни личности.
Нишевание — это ограничение как для себя, так и для своей аудитории. Поэтому нишеваться в рамках бизнес-коучинга, лайф-коучинга я бы действительно не советовала. А вот понять, с какими запросами ты хочешь и готов работать, — гораздо важнее. Я выбрала для себя запрос синдром самозванца, но не так, что я работаю только с ним и ни с чем другим. Для меня это, скорее, точка входа для клиента. Он понимает, что я могу помочь ему с этим и, соответственно, со всем остальным, что выходит из этого запроса. С синдромом самозванца тесно связана прокрастинация, например, или страх нового. И весь этот пул вопросов мы прорабатываем на сессиях.