Сейчас как раз время перейти от проекта «Твоя среда» к подкасту «Шазамить бесполезно». Расскажи, откуда такая любовь к музыкантам, в том числе к инди-музыкантам, и почему ты решила делать именно подкаст?
Музыка — это, наверное, самое доступное искусство, потому что в галереи мы не ходили в детстве, мы не приучены к эрмитажам. Театр — для богатых. Мне кажется, театр — искусство для узкого количества людей, про билеты в Большой даже не будем говорить.
Музыка на кассетах, на которой я выросла, была для меня источником вдохновения. Лет в 12 я случайно услышала первый альбом Земфиры. Старший брат ушёл гулять, я легла на его кровать, включила первый альбом Земфиры — и я просто в этот момент летала. Что может быть лучше, чем музыка?! Музыка — это жизнь. Я под неё и страдала, и излечивалась, и рождала свои стихи какие-то.
И когда я делала «Твою среду», я, может быть, этого до конца не понимала, но я предавала огласке нишевые истории. Рассказывала про людей, которых слушали пять человек, на массовом телевидении, не для аудитории этого коллектива. А потом бац, и этот коллектив в Москве. И про него пишут все крутые СМИ. Конечно, это не моя заслуга, это заслуга таланта.
В слово «инди» я вкладываю не жанр, а independent в первую очередь. Эта музыка независимая — у неё нет никакого продюсера, такой музыке нужна любая помощь, они всё делают сами.
Когда я поработала в индустрии рекламы, я поняла, что есть журналистика из разряда, что где когда произошло, а есть индустриальная журналистика, которая рассказывает про боли конкретного сообщества.
В подкасте мы говорим не только о музыке. Часть нашей аудитории приходит послушать новую музыку. А вторая часть — это сами музыканты, которые слушают других музыкантов и узнают про то, как те находят выходы на сцены, находят своего слушателя, чтобы попробовать зарабатывать музыкой на жизнь.
Я вижу в этом социальный подтекст: я рассказываю о нуждах независимой музыкальной сцены и отрасли, несу пользу музыкантам. В этом была изначальная идея, не просто говорить: «Друзьяшки, послушайте новых музык». А послушайте и пойдите на концерты, потому что музыкантам нужна ваша поддержка, а не только лайк и то, что вы заслушали до дыр какую-то композицию, но и, например, оплатили мерч. То, что вы пошли на концерт, вы этим дали обратную связь за музыку. Потому что прошла эпоха пиратства. В музыке появились такие платформы, как «Яндекс.Музыка» и Spotify, где можно найти этих неизвестных ребят. Но их сложно найти просто так, потому что алгоритмы так работают, что тебе не предлагают непопулярную музыку, тебе дадут следующую популярную группу в этом жанре. И подкаст помогает сделать так, чтобы эта музыка появилась в вашем плейлисте. И вы будете искать уже инди-проекты.
Получается, что миссия подкаста не только рассказать про неизвестных музыкантов, но и сделать популярной идею поддержки независимых проектов.
Да, конечно. И это та самая ценность сотрудничества. В этом мире мы все сотрудничаем друг с другом. Я сделала подкаст и посотрудничала с этим музыкантом. Мой подкаст когда-нибудь тоже мне будет что-то приносить, помимо морального удовлетворения. Мой соавтор Серёга, может быть, больше ради фана это делает, потому что он монтажер, музыкант, у него много проектов. Но я рада, что он согласился, потому что в этом подкасте есть журналистская сторона про боли индустрии и есть музыкант, который может спросить и использовать словечки, которые я не очень понимаю, но слушаю вдохновенно. Я просто люблю музыку. Не обязательно знать, как она делается. Её просто можно любить и продвигать.
Что, помимо морального удовлетворения, тебе даёт подкаст? Какие-то навыки, может быть, развивает, какие-то качества?
Мне всегда было интересно поработать на радио. При нашем телевидении была радиостанция, на которую я очень боялась идти, потому что одним голосом очень сложно завоевать доверие слушателя. Когда ты на телевидении сидишь с ухоженным красивым лицом, куда ни шло. А тут слышны все твои дефекты речи.
Когда я в первый и последний раз пришла на наше радио повести эфир, я обнаружила все свои проблемы с дикцией. Но аудиоформат всегда привлекал меня своими возможностями. Оказывается, у большинства людей приятные голоса. К ним надо привыкнуть. И если этот голос говорит не фигню, это магия.
Видео обязывает, а в уши гораздо проще попасть, чем в глаза.
Подкаст — это очень круто. Туда могут прийти все, хотя останутся, конечно, самые-самые. Но попробовать может любой. И это такая классная возможность в наше время.
Вообще, человеку надо отдыхать глазами. Лучше смотреть на горизонт, повышать своё ментальное здоровье, и в этот момент можно что-то слушать. Очень много интервьюеров на Ютубе, которых можно просто слушать. Хотя там и операторы хорошо работают, всё это понятно. Но слушать очень важно, меньше смотреть. Я такая, советы раздаю.